MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
MD-Бизнес план
MD-Бизнес план
>
Магазин готовых бизнес планов Примеры бизнес-планов О бизнес-планах и бизнес-планировании Как составить бизнес-план Услуги по разработке бизнес-планов О проекте Форум
 
Примеры бизнес-планов :: Торговля :: Оптимистический сценарий

Оптимистический сценарий


Правительство Москвы в очередной раз задумало простимулировать развитие в мегаполисе социальных магазинов шаговой доступности. Причем на сей раз чиновники решили не тратить на это деньги из городского бюджета, а заинтересовать бизнес. В свою очередь, «Бизнес-журнал» попытался подсчитать, насколько выгодно открывать в Москве торговые точки подобного рода.


Стоит заметить, что программа по развитию социальных магазинов в Москве существует уже почти восемь лет, но особенно успешной ее назвать сложно. За это время, как пояснили «Бизнес-журналу» в Департаменте потребительского рынка и услуг, исчезли практически все такие предприятия в районе Автозаводской площади, в Дорогомилово число продуктовых магазинов сократилось на 40%, в районе Фили — на 30%. Зато впечатляющий рост можно наблюдать в районах массовой застройки: Бутово, Митино, Куркино и других. А объясняется это достаточно просто: исходное число подобных магазинов там совсем недавно было близко к нулю, а значит, даже появление второго магазина на весь район новостроек уже дает стопроцентный рост.

На заседании столичного правительства в конце октября мэр Юрий Лужков заявил, что власти города должны обеспечить условия, при которых бизнес будет заинтересован в открытии социальных магазинов шаговой доступности. «Если это станет невыгодным для бизнеса, мы сами будем мучиться с их созданием», — заявил градоначальник. Лужков предложил предоставить социальным магазинам льготы, ведь, по его мнению, город не должен зарабатывать на таких объектах.

Правительство Москвы тут же принялось формировать рабочую группу из руководителей департаментов потребительского рынка и услуг, имущества, земельных отношений и поддержки малого бизнеса — для того чтобы продумать, как сделать формат социальных магазинов выгодным и привлекательным для бизнеса. Отныне один раз в квартал на заседании правительства будет разбираться работа префектур по созданию сети магазинов шаговой доступности. В общем, контроль за исполнением программы уже есть, а льгот пока никаких не появилось. Создать в экстренном порядке систему льгот, собственно, и призвана рабочая группа. В первую очередь, решено проработать вопрос аренды помещений под социальные магазины. По понятным причинам они не в состоянии конкурировать здесь с другими форматами розницы, бутиками, салонами красоты и пр. Для этого Департаменту имущества Москвы отдано специальное распоряжение. А в Департаменте потребительского рынка говорят о необходимости создать центры логистики для поставки продовольствия социальным магазинам. «Логистика и поставка у нас недостаточно развиты», — признаются чиновники. Но выделять бюджетные деньги на склады и предприятия по доставке товаров конечным продавцам, минуя посредников, город опять же не намеревается: для этого также планируется искать инвесторов из среды частного бизнеса, а их пока нет. Кстати, идея «подтянуть» логистику тоже не нова для московских чиновников. Первый раз об этом заговорили в 2000 году. И разговоры, конечно, оказались большей частью бесплодными: производители российских товаров и продовольствия, как и шесть лет назад, думают о том, как поставить свою продукцию на полки супермаркетов, а не на склады продуктов питания для мелких торговцев.

Сергей Климашкин, консультант Retail Research Group, компании, которая занимается исследованием потребительского спроса в столице, уверен, что одними льготами по аренде социальные магазины не создать:

— Эффективных административных мер, которые способствовали бы развитию такого рода магазинов, на практике нет. Аренда — это существенно, но не всё. Даже в европейских странах малые торговые предприятия приходится поддерживать довольно-таки репрессивными способами. Например, в Германии и Австрии для содействия мелким продавцам все супермаркеты, по закону, заканчивают работу в 19 часов в будни, им запрещено торговать в выходные дни. Работают только супермаркеты в крупных городах и мелкие лавочки.

Однако с такой точкой зрения не совсем согласен аналитик Владислав Кочетков из компании «ФИНАМ». Он уверен, что на те площади (до 150 кв. м), которые требуются социальным магазинам, крупные сети в ближайшие несколько лет претендовать не будут. А значит, в таком формате почти нет конкуренции. Дополнительным стимулом для развития подобных торговых компаний может стать политика городских властей, направленная на медленное уничтожение рынков и палаток. Ведь именно владельцев торговых точек, которые постепенно оказываются «вне закона», можно считать основными инвесторами. Для сохранения своего бизнеса они будут готовы вкладывать средства в цивилизованную торговлю.

— Кроме того, — отмечает Владислав Кочетков, — формат весьма востребован и прибылен. Окупаемость этих магазинов составляет около двух лет. И даже если крупные игроки рынка заинтересуются такими помещениями и этим форматом, магазин можно будет выгодно продать.

Несмотря на все противоречия, в течение 2004-2007 годов в Москве планируется открыть почти четыре тысячи предприятий розничной торговли, питания и бытового обслуживания шаговой доступности. «Сеть предприятий шаговой доступности будет развиваться с помощью как нового строительства, так и использования первых этажей в нежилых и жилых помещениях, а также подвалов», — заявляют в Департаменте потребительского рынка.

Неявный формат

Пока еще в столице нет четкого понимания того, что же, собственно, считать магазином шаговой доступности, а тем более «социальным». В классическом смысле эти заведения существуют на Западе и именуются «квартальными» или «соседскими» магазинами (так они называются в США). Как правило, они обслуживают жителей одного квартала и привлекают свежестью продуктов и дружеским отношением к клиентам. В отличие от супермаркетов, в таком магазине можно сделать заказ и получить его с курьером, который доставляет все бесплатно в границах квартала. К тому же, как правило, время работы подобных магазинов в Европе не ограничено.

В Москве «социальными» магазинами официально считаются предприятия, прошедшие аккредитацию в префектуре своего округа. Они должны осуществлять льготное обслуживание пенсионеров, инвалидов и участников войны, а также малообеспеченных граждан. Это предусмотрено распоряжениями мэра Москвы № 249-РМ от 7 марта 2000 года и № 69-РМ от 30 января 2001 года, а также постановлением правительства Москвы № 399-ПП «Об утверждении положения о проведении аккредитации социальных магазинов» от 28 мая 2002 года.

В рамках этих документов разработаны единые требования к порядку отбора магазинов (как продовольственных, так и непродовольственных), получению ими аккредитации и их функционированию как «социальных». В частности, одним из требований является то, что такие магазины должны принимать к оплате социальную карту москвича.

Кроме того, перечисленным льготным категориям граждан товары первой необходимости должны продаваться со скидками. В ассортимент первой необходимости входят 33 наименования продуктов питания и три вида непродовольственных товаров.

В цифрах

Эксперты по-разному оценивают, во сколько может обойтись организация одного магазина. Например, Олег Войцеховский, управляющий директор Российского совета торговых центров, уверен, что на создание небольшого магазина шаговой доступности инвестору придется потратить три-четыре миллиона долларов. Срок окупаемости такого проекта составит два-три года. Другие аналитики называют цифры в 220-750 тысяч долларов и окупаемость — от полутора лет. Разброс цен значительный. Попробуем сделать расчет оптимистического сценария для запуска социального магазина площадью в 150 кв. м в Москве за пределами Третьего транспортного кольца.

Аренда одного квадратного метра торговой площади без льгот обойдется предпринимателю примерно в 350 долларов за год. Самый минимальный набор торгового оборудования будет стоить не менее 70 тысяч долларов, а ремонт — около 60 тысяч. С учетом необходимости закупки товаров, которые производители не дают на реализацию, и расходов на оформление всех разрешений и лицензии на продажу алкоголя, общие вложения составят 222 тысячи долларов (см. таблицу). Это близко к минимальным цифрам, которые называют эксперты.

Среднедневную выручку небольшого магазина эксперты оценивают в 70 тысяч рублей, или 2,1 миллиона рублей в месяц. Наценка к закупочной цене — порядка 30%. А значит, доход от розничной торговли в месяц может насчитывать около 30 тысяч долларов.

Ежемесячные расходы будут составлять около 20 тысяч долларов. В частности, сюда включены зарплата персонала (четыре продавца, два грузчика, один бухгалтер и один заведующий), арендная плата и т. д. С чистого дохода придется отдать около 15% в виде налогов по упрощенной системе налогообложения.

Следовательно, доход от одного социального магазина после налогообложения в идеале составит около семи тысяч долларов в месяц, а окупаемость проекта — 31 месяц, то есть более двух с половиной лет. Даже наша «идеальная» модель смотрится для бизнеса не особенно привлекательно. Тем не менее, как рассказал «Бизнес-журналу» владелец продуктового магазина Гарик Саркисян, предприниматель может задействовать дополнительные источники дохода:

— На сдаче площадей в субаренду можно заработать еще 2-2,5 тысячи долларов в месяц. В частности, в аренду можно сдавать углы — под кулинарию и терминалы для оплаты мобильных услуг. Это поддерживает и основной бизнес, увеличивая число покупателей.

К тому же, как говорят владельцы магазинов, всегда можно увеличить выручку, продавая алкогольные напитки в неурочное время (в Москве продажа крепких спиртных напитков запрещена с 23 часов ночи).

В любом случае, льготная аренда действительно могла бы облегчить участь владельцев столичных магазинов. Тем более в центре Москвы, где ставки аренды в два-три раза выше, чем на окраине, и где открывать магазины просто невыгодно.

Место в центре вакантно

Самая проблемная зона Москвы — Центральный административный округ. Префект округа Сергей Байдаков рассказал, что в ЦАО несколько лет назад существовали 124 «проблемные зоны», где не хватало продуктовых магазинов.

За 2004-2006 годы появилось 275 предприятий потребительского рынка. Таким образом, проблемных зон осталось 71. До конца этого года власти ЦАО хотят привлечь инвесторов, которые будут готовы за ближайшие несколько лет открыть еще 300 магазинов. Именно столько предприятий, по словам Сергея Байдакова, сейчас не хватает в центре города.

Впрочем, магазины в центре когда-то были. А закрывались они, уступая место бутикам, потому что арендная плата для них становилась непосильной. Если же префектура будет выделять площади на льготных условиях, такой проект может иметь шансы на успех.

Илья Данилкин


Источник: http://www.business-magazine.ru/

Версия для печати
Вернуться к разделу "Бизнес-планы магазинов, торговых предприятий"
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Бизнес план продовольственного магазина
Росту отечественного рынка продовольственной розницы кто-то сулит скорый финал, кто-то утверждает, что подъем бесконечен. В нынешней ситуации существует несколько способов инвестировать в этот сектор...
подробнее..
Бизнес план торговли по каталогам
Бизнес план на красивых картинках. Торговля по каталогам. Эта услуга особенно актуальна для крупных региональных центров страны, где уровень доходов понемногу догоняет столичный, но возможности...
подробнее..
Бизнес план зоомагазина
В каждой второй российской семье живет кошка, собака, попугайчик или, на худой конец, хомяк. И все эти семьи – потенциальные клиенты компаний, работающих в сфере зообизнеса. Как наладить успешную...
подробнее..
Инвестиции в магазины модной одежды
Торговля модной одеждой — исключительно прибыльный бизнес. Его обороты в России оцениваются в 150 миллионов долларов. А ежегодный оборот одного из главных европейских игроков рынка — компании Zara —...
подробнее..
Бизнес план магазина Second hand
Первые магазины "секонд хэнд" появились в России в конце 80-х годов, придя на смену комиссионкам. Время доказало, что торговля вещами "из вторых рук" - вполне прибыльный бизнес.
подробнее..
Бизнес-план цветочного магазина
Наш цветочный рынок в настоящее время на 90% состоит из импортной продукции. Емкость рынка цветов практически безгранична. Вопрос в цене: с ростом доходов населения и со снижением цен на цветы их...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: