MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
MD-Бизнес план
MD-Бизнес план
>
Магазин готовых бизнес планов Примеры бизнес-планов О бизнес-планах и бизнес-планировании Как составить бизнес-план Услуги по разработке бизнес-планов О проекте Форум
 
Примеры бизнес-планов :: Услуги населению и организациям :: Дела талонные

Дела талонные


Возможно, вскоре техосмотр автотранспорта будут проводить не инспекторы ГИБДД, а частные автосервисы. Этой осенью Госдума должна принять соответствующий законопроект. «Бизнес-журнал» попробовал разобраться, к каким последствиям приведет «коммерциализация техосмотра» и кто сможет на этом заработать.


Сегодня прохождение обязательного государственного техосмотра средств автотранспорта в ГИБДД превращается для автомобилистов в настоящую проблему. Километровые очереди, повальное взяточничество, хамство и придирки в адрес тех, кто не желает доплачивать «за скорость», а рядом, почти в открытую, — «заочная» продажа заветных талончиков.

Действующая система неэффективна и не справляется с возложенными на нее задачами. Самый соблазнительный вариант в такой ситуации — «разгосударствление» отрасли и передача основных функций частному бизнесу, что позволит в перспективе сформировать полноценный конкурентный рынок техосмотра в стране. Однако законодателям придется не только предусмотреть все риски, связанные с принятием такого решения, но и разработать эффективные механизмы реализации.

Техосмотр в законе

Во многих развитых странах дорожная полиция не занимается проведением техосмотра транспортных средств. Все понимают: человек в форме вряд ли проведет диагностику лучше, чем специалисты, имеющие в своем распоряжении опыт, новейшее оборудование и технологии.

Первые призывы отобрать у ГАИ функции по проведению техосмотра и передать их частным структурам прозвучали еще в конце 90-х. У идеи оказалось немало сторонников, хотя немедленно обнаружились и противники. Предложение о «приватизации» рынка техосмотра активно лоббировали владельцы крупных автосервисов и ряд отраслевых ассоциаций. В лагере оппонентов сосредоточились, разумеется, представители автоинспекции: «Караул! Кормушку отбирают!»

До недавних пор законодатели больше доверяли аргументам ГИБДД, так что принятие законопроекта откладывалось на неопределенный срок. Несколько раз казалось, что вот-вот сопротивление удастся сломить и соответствующие изменения в законодательство будут внесены, однако в последний момент генералам от дорожного движения удавалось отстоять монопольное право на проведение техосмотра.

Наконец, в 2005 году за дело взялась комиссия по административной реформе при правительстве РФ, которая разработала программу постепенной передачи функций по проведению ТО частным компаниям. 23 декабря прошлого года комиссия приняла окончательное решение по этому вопросу и приступила к разработке реального плана по его реализации. Как публично заявил тогда главный идеолог нововведений, руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин, с 2006 года начинается период постепенной передачи функций по проведению техосмотра автотранспортных средств от подразделений ГИБДД рыночным структурам: «Стоит задача сделать так, чтобы эта услуга доставляла наименьшие хлопоты гражданам, поэтому планируется… постепенно выводить этот процесс на рынок».

В итоге в середине 2006 года законопроект был внесен на рассмотрение в Госдуму. Со стороны депутатского корпуса инициатором проекта выступил Комитет по собственности и лично его председатель Виктор Плескачевский. Сейчас проект поправок, следствием принятия которых станет исчезновение из словосочетания «обязательный государственный техосмотр» слова «государственный», находится на рассмотрении в Думе.

— Идея передачи несвойственной государству (как свидетельствует мировая практика) функции по проведению техосмотра соответствует проводимой в России административной реформе, — заявила «Бизнес-журналу» депутат Госдумы, член комитета по собственности Лиана Пепеляева. — Концепция законопроекта состоит в том, что технический осмотр автотранспорта будут осуществлять организации и предприниматели, являющиеся членами соответствующих саморегулируемых организаций (СРО). Надзорные функции предположительно будет осуществлять Министерство транспорта РФ.

По словам Лианы Пепеляевой, «при достижении компромисса с ГИБДД и Министерством транспорта соответствующие поправки в законодательство могут быть рассмотрены Государственной думой в течение осенней сессии». На то, что законопроект будет принят в эти сроки, надеется и президент Российской ассоциации автодилеров (РААД) Олег Наумов. Впрочем, как напоминает Вадим Дегтярук, генеральный директор нижегородского автоцентра «Икар», вопрос о передаче функций по техосмотру частным автосервисам обсуждается уже лет семь. «Возможно, на этот раз законопроект все-таки пройдет, раз о нем вдруг вспомнили и активно заговорили», — добавляет он.

В одном флаконе

Участники рынка восприняли грядущие изменения с энтузиазмом, а в некоторых регионах уже успешно работают автосервисы, на конкурсной основе получившие право проводить техосмотр. «Это реальная перспектива, — считает Сергей Талалаев, генеральный директор ООО «Системы безопасности автотранспорта» (Владимир). — Такой закон нужно было принять давно. Монополизация этой сферы привела к тому, что процесс получения талона техосмотра для водителей стал просто невыносимым, поскольку приходилось выстаивать огромные очереди». А Олег Наумов напоминает, что главной целью является искоренение коррупции в этой сфере. Ведь ни для кого не секрет, что талон техосмотра сегодня можно просто купить, так что стоять в очередях вынуждены были как раз те добропорядочные граждане, которые не желали давать взятки. Вольно или невольно, но государство потворствовало коррупции и мздоимству, одновременно указывая честным гражданам, где на самом деле их место.

По всем расчетам, принятие этой нормы пойдет на пользу автовладельцам.

— Во-первых, возникнет конкуренция, что приведет к снижению стоимости услуги, а во-вторых, техосмотры будут проводиться более тщательно, — резюмирует Вадим Дегтярук. — Так, авторизованные в ГИБДД автосервисы, скорее всего, будут жестко контролироваться и выдавать клиенту соответствующие бумаги со специальными печатями. То есть договориться с каким-нибудь «дядей Васей», который за определенную плату «оформит» техосмотр, будет уже труднее. Злоупотреблений станет меньше еще и потому, что автосервисы будут заинтересованы в том, чтобы держать марку и перед автоинспекцией, и перед клиентами.

Не останутся внакладе и автосервисы, которые получат от принятия поправок немало выгод.

— Для меня как для предпринимателя хороша любая возможность дополнительного заработка, тем более подкрепленная законодательно, — говорит директор владимирского автосалона «Инавтосервис» Владимир Зоров.

— Уже сейчас, в условиях, когда согласно действующему порядку частные автосервисы могут привлекаться органами ГИБДД к проведению процедуры ТО, таких пунктов осмотра больше, чем организованных исключительно за счет государственных средств. Следовательно, целесообразность для бизнеса в этом есть, — уверена Лиана Пепеляева.

Следует, правда, уточнить: выгода, получаемая автосервисами, в этом случае косвенная. «Проведение техосмотра может приносить небольшой, но постоянный дополнительный доход, что позволит окупить затраты на приобретение оборудования (а это около 36-70 тысяч евро — Прим. ред.) примерно через два-три года. О каких-то больших доходах речи не идет», — отмечает Сергей Талалаев.

Постойте, но ведь бизнес есть бизнес, и он, в отличие от ГИБДД, должен заботиться о собственной прибыли! Так и есть, просто интересы предпринимателей лежат в другой плоскости.

— Деньги, которые платят за техосмотр автолюбители, большими не назовешь (от 150 до 2 500 рублей — Прим. ред.), поэтому автосервисы не рассчитывают на прямую выгоду от этой деятельности, — объясняет Олег Наумов (РААД). — Их интерес состоит в том, что с принятием этой нормы крупные игроки смогут оказывать полный комплекс услуг покупателям автомобилей, а это позволит им привлекать новых клиентов и повышать лояльность существующих.

Последний бой

В то же время лобби ГИБДД по-прежнему не готово примириться с тем, что рыночные законы берут свое, и надеется в очередной раз отстоять монополию на проведение техосмотра. Получить официальные комментарии в пресс-службе ГИБДД не удалось, но сотрудник одного из центров прохождения техосмотра на правах анонимности напомнил «Бизнес-журналу», что до сих пор никому не удалось отобрать у ГИБДД эти функции, хотя попытки предпринимались не единожды, поэтому не удастся и на этот раз.

Основные аргументы «против»: стоимость прохождения техосмотра вырастет, так как коммерсанты будут пытаться на этом заработать, а степень надежности экспертизы транспортного средства, проводимой «частниками», вообще не подлежит никакой критике. Солидарны с такой позицией и некоторые бизнесмены. «Не следует забывать, что милиция есть милиция. Во время техосмотра служители порядка не пропустили бы автомобили с неясной историей. Частнику же абсолютно не интересно, угнанный автомобиль или нет, — сомневается Владимир Зоров. — Любому водителю на исправной машине талон будет выдан. Поэтому закон, принятый без соответствующих поправок, на мой взгляд, создаст лазейку для преступников». Кроме того, по словам Зорова, автомобилисты Владимира (где уже три автосервиса получили право на проведение осмотра) отмечают, что прохождение ТО сильно подорожало.

— Изначально предполагалось (и я считаю это вполне закономерным), что линии техосмотра не должны находиться в одной структуре с автосервисами. Это было прописано для того, чтобы исключить элемент заинтересованности у автосервисов, которые могли бы находить на линии осмотра как можно больше явных и мнимых неисправностей, чтобы предложить автомобилисту сразу же их устранить. Сейчас это условие не действует, и техосмотр осуществляется под одной крышей с автосервисами, — говорит Владимир Зоров. Однако Олег Наумов никакой опасности в этом не видит: «Когда мы разрушаем любую монополию, то цены на услуги только снижаются, а владельцы авто смогут пройти техосмотр там, где это будет дешевле. Я считаю, что спекулировать на этом не удастся никому, так как крупные автосервисы, которые также станут оказывать услугу, не стремятся заработать на техосмотре, а преследуют совершенно иные цели, поэтому цены повышаться не будут».

Еще одним контраргументом, который приводят инспекторы ГИБДД, является возможное увеличение числа «купленных» талонов, что приведет к росту количества неисправных машин на дорогах России, а значит, понизит безопасность движения. Впрочем, парирует Лиана Пепеляева, в настоящее время при отсутствии персональной ответственности технический осмотр является не столько залогом реальной безопасности на дорогах, сколько формальным условием допуска к участию в дорожном движении:

— Уровень злоупотреблений определяется не тем, кто проводит осмотр (государственный орган или частная организация), а человеческим фактором. И если лицо, проводящее технический осмотр автомобиля (т. е. подтверждающее его пригодность к участию в дорожном движении), будет отвечать за вред, причиненный неисправностью автомобиля, возникает более высокий уровень ответственности выполнения своих обязанностей, а эксперт дважды задумается, прежде чем выдать неверное заключение.

Естественный отбор

Итак, преимущества частного техосмотра очевидны, а вот недостатки и риски в большинстве случаев надуманы и смахивают на спекуляции. Главное, реализация программы по «разгосударствлению» техосмотра приведет к формированию новой, неосвоенной рыночной ниши. Однако для того, чтобы эта ниша стала привлекательной для бизнеса и одновременно не нанесла ущерб автолюбителям, разработчикам программы следует учесть целый ряд нюансов.

Основной вопрос состоит в том, какие автосервисы и на каких условиях получат право проведения техосмотра. «Пока неясно, каким образом будет происходить передача функций от ГИБДД автосервисам», — говорит Вадим Дегтярук («Икар»). А ведь именно от этого зависит очень и очень многое. Депутаты ГД пока лишь разрабатывают критерии участия автосервисов в программе. Как сообщила «Бизнес-журналу» Лиана Пепеляева, помимо членства в СРО предприниматели должны будут иметь определенное оборудование, необходимое для проведения соответствующей диагностики, и, возможно, будут установлены ограничения по опыту работы на этом рынке. То есть право на проведение осмотра получат далеко не все желающие, а отбор, по заверению депутатов, будет строгим.

Проблема лишь в том, что технология отбора пока также не разработана, поэтому некоторые предприниматели сомневаются в том, что предоставление частникам права на проведение техосмотра будет происходить по прозрачным схемам. Как заявил «Бизнес-журналу» владелец одного из московских автосервисов, вероятно, ГИБДД удастся оставить за собой какие-то надзорные или контрольные функции, а значит, право на проведение техосмотра получат лишь «избранные», близкие к автоинспекции автосервисы, остальным же будет отказано по формальным, надуманным причинам. Впрочем, большинство экспертов надеется, что этот риск удастся нивелировать путем разработки правильной системы аккредитации предприятий.

Как удалось выяснить «Бизнес-журналу», сегодня рассматривается три варианта предоставления права на проведение техосмотра частным автосервисам: выдача разрешений чиновниками ответственных департаментов, конкурсный отбор среди всех желающих и прямая уведомительная аккредитация тех автосервисов, которые будут соответствовать определенным критериям. Какой из этих вариантов будет реализован, пока неизвестно. Сергей Талалаев («Системы безопасности автотранспорта») считает, что разработчики проекта остановят выбор именно на конкурсах: «Оборудование в принципе может купить любой. Однако процедуру подготовки аппаратуры пройдет не каждый. Для того, чтобы собрать всю необходимую документацию, получить сертификаты и лицензии, необходимы не только деньги, но и время». А вот Олег Наумов склоняется к уведомительной аккредитации автосервисов. По его мнению, только так можно создать конкурентный рынок и при этом дистанцироваться от чиновников.

Действительно, первый и второй варианты предполагают полную зависимость от воли тех или иных властных лиц (как у нас умеют открытый конкурс превращать в закрытый, все знают). Третий же вариант предусматривает автоматическое получение автосервисом права на проведение техосмотра в случае соответствия компании определенным законодательно закрепленным условиям. Как полагает Олег Наумов, аккредитацию должны получать все организации, которые будут соответствовать прописанным в подзаконных актах четким критериям отбора, а вот отдавать право принятия решения чиновникам ни в коем случае нельзя. Критериев может быть несколько: наличие опыта работы на рынке, квалифицированных кадров, прошедших подготовку по соответствующей методике, оборудования, позволяющего компании проводить качественный техосмотр. И если предприниматель сможет доказать, что его бизнес отвечает всем требованиям, то он автоматически должен получать право выдавать талоны. «Если же права на проведение техосмотра будут кому попало раздавать чиновники, начнутся проблемы», — говорит Олег Наумов, однако он надеется, что этого не случится и все подзаконные акты, регламентирующие процедуру получения разрешений, появятся вовремя и будут соответствовать ожиданиям предпринимателей. А за серьезными автодилерами дело не станет: уже сегодня многие из них готовы покупать необходимое оборудование и обучать своих сотрудников работать на нем.

— Мы решили все-таки потратить 70 тысяч долларов на закупку дополнительного оборудования вне зависимости от того, примут закон или нет. Будем проводить ежегодные осмотры «для себя», чтобы знать, что творится с машиной клиента. Согласно нашим исследованиям, 90% автовладельцев готовы тратить на это от 750 до 1 500 рублей один раз в год, — говорит Вадим Дегтярук.

Значит, владельцы автосервисов перспективы программы оценили и готовы встретить принятие законопроекта во всеоружии. Следующим шагом к формированию цивилизованного рынка автообслуживания, по мнению Олега Наумова, должно стать предоставление автодилерам права регистрировать купленные автомобили и выдачу номерных знаков, как это происходит на Западе (клиент в одном месте покупает машину, регистрирует ее и там же проходит техосмотр). Однако добиться такого решения будет сложнее: изменений в законодательство придется внести значительно больше, а сопротивление со стороны ГИБДД будет еще более жестким. Но в какой-то момент это обязательно случится. Главное — бороться. Не зря ведь права проводить техосмотр автосервисы добивались целых пять лет.

Антон Белых


Источник: www.business-magazine.ru

Версия для печати
Вернуться к разделу "Бизнес-планы компаний, предоставляющих услуги населению и организациям"
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Делаем деньги на воде
В настоящее время доставка питьевой воды клиентам переживает своеобразный «бум», и, по мнению экспертов, в дальнейшем эта тенденция сохранится. Так что перед инвесторами открываются весьма заманчивые...
подробнее..
За каблуком
Обувь — вещь уязвимая и недолговечная. Для одних это каждый раз неприятное открытие, для других — способ заработать. Конечно, высокозатратный старт при запуске мастерских по ремонту обуви может...
подробнее..
Аренда вместо покупки
Аренда выгоднее, чем покупка: сторонников такого подхода к потреблению на Западе все больше и больше. Чем откликается бизнес на новый тренд?
подробнее..
Бизнес-план фотоателье
Стремительное развитие цифровых технологий изменило российский рынок фотопечати и заставило игроков искать новые стратегии развития.
подробнее..
Бизнес-план юридической конторы
«Бизнес-журнал» продолжает в рамках своей рубрики «СНИМАЕМ КАССУ!» беззастенчиво пересчитывать выручку и живописать трудовые будни владельцев небольших столичных компаний. На этот раз в свете...
подробнее..
Бизнес-план ателье
Это раньше порвал выходной костюм — иди за новым. Кризисная логика заставила многих внимательнее относиться к ремонту одежды. А корреспондент "Денег" Анастасия Каримова, присмотревшись к ремонтному...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: