| |||||||||||||
|
|||||||||||||
![]() |
ЖивотновозыЗООРЫНОК ТАИТ В СЕБЕ МАССУ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. ВЕДЬ ЖИВОТНЫЕ ВСЕ ЕЩЕ БЕЗНАДЕЖНО ДАЛЕКИ ОТ ЛЮДЕЙ ПО УРОВНЮ ПОТРЕБЛЕНИЯ. НО ДОЛГО ТАК ПРОДОЛЖАТЬСЯ НЕ МОЖЕТ: ЛЮДИ ВСЕ АКТИВНЕЕ ПРОЕЦИРУЮТ НА СВОИХ ПИТОМЦЕВ СОБСТВЕННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КОМПЛЕКСЫ И ПРИВЫЧКИ. ТАК ПОЯВЛЯЮТСЯ СТРАННЫЕ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД УСЛУГИ — ВРОДЕ ТАКСИ ДЛЯ СОБАК И КОШЕК
С подачи глянцевых журналов всем известно, что Пэрис Хилтон питает особенную любовь к животным. Ее чихуахуа, знаменитая Тинкербел, ездит на сеансы груминга в нежно-розовых челюстях лимузина. Что ж, кое у кого из московских собачонок скоро тоже, вероятно, появится такая возможность. «Нам уже поступали предложения о сотрудничестве от компаний, предоставляющих лимузины», — говорит Егор Сурай, руководитель московской службы зоотакси Pet-taxi. Правда, пока Егор морально не готов предоставлять такую услугу. Слишком уж шикарно по нынешним временам.
Столичный рынок зоотакси — уже не новейшая история бизнеса. Первые специализированные перевозчики животных начали появляться в Москве еще восемь-десять лет назад. Вот только развиваются такие услуги в столице все еще довольно медленно. В Европе давно и успешно действуют крупные франчайзинговые сети, объединяющие службы по перевозке животных. В Москве подобных фирм — не более трех (не считая одиночек-частников с мотором), а крупнейшим игроком считается компания, базирующаяся на сайте www.zootaxi.ru и принадлежащая предпринимательнице Юлии Годуновой. У нее шесть Peugeot Partner. По нашим меркам — настоящий автопарк.
Конкуренцию на этом экзотическом рынке в последнее время стали оживлять ветеринарные клиники, которые открывают собственные транспортные подразделения и отказываются от услуг специализированных перевозчиков. О предоставлении услуг зоотакси объявило и несколько традиционных таксомоторных компаний.
Какие перспективы влекут новых игроков в этот сегмент? По оценкам Елизаветы Кузнецовой, руководителя службы вызова фельдшера на дом при ветклинике «Зоовет» (предоставляющей также услуги зоотакси), объем рынка такси для домашних питомцев в Москве может составить до 15–20 млн рублей в месяц. При этом, по мнению Кузнецовой, сейчас потребности москвичей в подобных услугах удовлетворены не более чем на 30%.
Собачья работа Непродуктивные особи По оценкам Euromonitor Internacional и Global Pets Forum 2009, мировой зоорынок оценивается ныне в 70 млрд долларов. Даже в условиях кризиса по итогам 2009 года сегмент зоотоваров и услуг для домашних животных вырос на 3%. Что же касается России, то, согласно прогнозам, содержащимся в отчете Euromonitor Internacional 2009, этот рынок в нашей стране вырастет в ближайшие годы на 80%.
С 1998 по 2008 год прирост численности домашних животных России составил 5,6% (в Бразилии — 41,5%, в Китае — 39,7%, в Турции — 42,3%, в Индии — 42,4%).
В абсолютных числах лидером по числу кошек и собак является Китай. Их в Поднебесной, по данным Euromonitor Internacional 2008, насчитывалось 276,4 млн. Как бы то ни было, по числу непродуктивных домашних животных на душу населения Россия занимает третье место в мире после Китая и США. По данным компании «АМИКО», в домохозяйствах России насчитывается 15 млн собак и 30 млн кошек. Почти каждая третья московская семья держит в квартире кошку, каждая пятая — собаку. Не менее 3% жителей держат птиц и рыбок, как минимум 1% — хомяков или кроликов. Ежегодно на прокорм и содержание домашних животных москвичи тратят до 300 млн долларов. Чем такси с приставкой «зоо» отличается от обычного? Все владельцы зоотакси, как один, уверяют, что не сажают животных в клетки. Основных «клиентов», собак, они возят в просторных салонах грузопассажирских автомобилей, причем хозяин по желанию может сидеть либо рядом с питомцем, либо отдельно. Кроме того, зоотакси предоставляют услугу по перевозке животных без хозяина. За рулем «зооавтомобилей» чаще всего сидят люди, обладающие элементарными навыками обращения с животными. Они способны унять и ощерившихся в истерике кошек, и собак с туманными, но агрессивными намерениями.
Такой персонал, кстати, очень непросто подобрать. «Когда мы начинали бизнес, основные сложности были связаны именно с набором водителей. Не все морально готовы к такой работе, не все осознают, с чем придется столкнуться. А многие просто брезгуют или недолюбливают животных», — говорит Ольга Рогожкина, руководитель службы zootaxi.msk.ru, эксплуатирующей три автомобиля.
Думаете, собакам некуда податься на такси, кроме как в ветеринарную клинику или на выставку? А вот и нет. Вокруг них, а точнее, их не на шутку заботливых владельцев, по кирпичикам строится целый паззл услуг. Косметические салоны, где собакам делают тримминг и «топ-нот» (top-knot — «хвостики», украшенные бантиками), дрессировочные площадки, ателье и бассейны. Чего только нет! Так что пропасть между слоями собачьего общества достигла невероятной глубины. В глухих российских селеньях псам нечего терять, кроме своих цепей, а в столицах модных мосек кутают в попоны с кристаллами Swarovsky и катают на особых такси.
Впрочем, у «зоотаксистов» имеется по крайней мере одна серьезная проблема: уникальные преимущества их услуг с первого раза не «цепляют» заказчиков. И правда: если вы отправляетесь в путешествие не со злой собакой, у которой глаза, что чайные блюдца, и не перевозите целую свору псов и козу в придачу, — то запросто можете поехать на обычном такси. Требуется лишь соблюдение нескольких условий: наличие поводка, подстилки и, в отдельных случаях, намордника. Проблемы могут возникнуть, только если собака в силу тех или иных причин окажется «нетранспортабельной». Например, четвероногого питомца может просто… начать тошнить по дороге. Как рассказывает Егор Сурай, чаще всего подобные казусы случаются с собаками крупных пород. Однажды самому Егору неудачная поездка в такси с плохо переносившим дорогу псом обошлась в 4 700 рублей — пришлось заплатить водителю за чистку салона и «моральный ущерб».
Между тем услуги обычного такси гораздо дешевле, чем его зоологической разновидности. Даже с учетом доплаты за провоз животного, которую требуют в ряде таксомоторных компаний (как правило, 100–200 рублей). При этом в пределах МКАД службы зоотакси берут за поездку из точки А в точку В от 850 до 1 500 рублей (против средних 300–500 в «человеческих» такси). «Не думаю, что у специализированного на зооперевозках транспорта есть весомые преимущества, — говорит Владимир Митин, гендиректор ветеринарной клиники «Биоконтроль». — Мы предоставляем такие услуги, но только для своих клиентов, на одном автомобиле. В нашем случае это непрофильный проект, который не позволяет вернуть даже затраты на перевозки».
В итоге «зоотаксистам» остается рассчитывать на обеспеченную публику, для которой идеальный как античная статуя комфорт гораздо важнее экономии. «Ехать в тесном такси, сидя в норковой шубе рядом с догом, у которого лапы в снегу и капает слюна, — не очень комфортно», — говорит Елизавета Кузнецова («Зоовет»). Еще одна перспективная для зоотакси группа клиентов — владельцы животных, получивших какие-либо повреждения, травмы. В таких случаях преимущества профессионального перевозчика очевидны: водитель может безопасно для животного уложить его на носилки, погрузить в машину и перенести в клинику.
Семья в упряжке Егор Сурай (Pet-taxi) — специалист по организации зоотакси практически международного масштаба. До того как приехать в Москву, он возглавлял подобную службу в Финляндии, управляя десятью автомобилями. А осенью 2009 года Егор, выпускник МГИМО, открыл зоотакси в столице. Начинал с нуля. «У нас было 10 тысяч рублей. На эти деньги мы купили хороший принтер, бумагу и — расклеивали объявления», — вспоминает предприниматель.
Офис Сурай устроил прямо в своей квартире. У этого бизнеса сугубо семейный уклад. Людей со стороны Егор старается не брать. За рулем приобретенных в кредит автомобилей — только «свои»: супруга, сестра, племянница. Таким образом удается избежать «ловкачества» со стороны водителей: оборудовать машины системами слежения — слишком дорого для молодой фирмы.
— На нас, например, работает мой отец, — откровенничает Егор. — Он 26 лет прослужил в ФСБ, имеет звание полковника. Но при этом без всяких «понтов» садится за баранку, помогает погрузить-выгрузить собаку, меняет подстилки.
За несколько месяцев семье Сурая удалось «заработать» около 80 клиентов, которые пользуются услугами зоотакси каждую неделю, и еще 15–20 заказчиков звонят время от времени.
Клиенты Pet-taxi — люди не бедные, относящиеся к прослойке «средний класс плюс». «Из тех, кто может позволить себе два раза в месяц съездить в Таиланд», — уточняет Егор. Приходилось ему возить и «звездных» питомцев — собак Александра Третьяка и Жанны Фриске. Число клиентов, обслуживаемых за месяц, Сурай не называет. Однако подчеркивает, что машины у него никогда не простаивают.
На рынке зоотакси есть и фирмы, ориентированные на «бюджетную» клиентуру. «Наши клиенты не подпадают под понятие «обеспеченных». Это обычные люди, у которых средняя зарплата — от 20–30 тысяч рублей на человека», — говорит Ольга Рогожкина. Расценки ее фирмы — от 850 рублей за поездку (в пределах МКАД). При этом Zootaxi.ru и Pet-taxi просят за выезд от 1 200 рублей.
Егор Сурай утверждает, что его проект уже вышел на уровень окупаемости, однако желаемой прибыли пока нет. Зато есть ориентир. «Оптимальный вариант развития такого бизнеса: иметь десяток машин, и чтобы каждая из них приносила чистой маржи 300 тысяч рублей в месяц, — делится своими ожиданиями основатель компании. — Тогда я буду считать, что это прибыльное занятие».
Впрочем, Сурай признает, что рассматривает зоотакси не как самостоятельный проект, а лишь как ступеньку на пути к более масштабному начинанию. Есть у него мечта построить международный кинологический центр — с гостиницей для животных, ветклиникой, бассейном и прочими радостями. Зоотакси же в этом «конгломерате» станет лишь вспомогательным направлением. Когда-нибудь.
Базис и надстройка Со стороны куда более логичным выглядит противоположный путь — когда крупная ветклиника или зоогостиница начинает заниматься транспортировкой животных, опираясь на уже наработанную клиентскую базу. Подобным образом действует ветклиника «Зоовет». «Услуги зоотакси мы начали предоставлять более года назад, — объясняет Елизавета Кузнецова. — Вначале это было лишь дополнительной услугой для наших клиентов. Но сейчас планируем выходить на широкий рынок и стать достойными конкурентами проекта Zootaxi.ru». Пока у клиники только две машины Volkswagen Transporter. Однако в этом году «Зоовет» планирует приобрести еще два автомобиля, а к 2012-м расширить автопарк до 6–8 единиц.
Планы строятся не на пустом месте. Прирост числа вызовов, по словам Кузнецовой, составляет 55% ежемесячно. При этом клиника даже не успевает обработать все обращения — машин не хватает. В ноябре услугами зоотакси при «Зоовете» воспользовалось 370 человек (при среднем чеке в 700 рублей). Через год в клинике рассчитывают довести число вызовов до 1 500 в месяц. Но вот с широким рынком пока не очень получается. 70% вызовов приходится на клиентов «Зоовета», нуждающихся в услугах ветеринара. Примерно 20% обращений поступает от владельцев собак, которые возят своих питомцев на выставки. Остальное — поездки в груминг-салоны, на дачу из города и обратно и т. п. Количество таких заказов колеблется в зависимости от сезона.
В коммерческом отношении услуги зоотакси для «Зоовета» не слишком успешны. По этому направлению клиника работает в лучшем случае «в ноль». «Но мы рассчитываем на прибыль, и на хорошую», — надеется Кузнецова. А пока приходится скорее выживать в жесткой конкуренции с обычными такси. Недавно «Зоовет» даже понизил цены для своих клиентов: доехать на зоотакси от клиники до метро стоит теперь 100 рублей. «Мы пытаемся лавировать между зоотакси и обычным такси в плане ценовой политики, завоевывая при этом постоянных клиентов», — поясняет Кузнецова.
У владельцев специализированных «зоологических таксопарков» намерения «Зоовета» составить им полноценную конкуренцию вызывают сомнения. Клинике ведь придется в таком случае сотрудничать и с конкурирующими лечебными учреждениями. А это вряд ли возможно. «Ситуация, когда брэндированная машина одной клиники возит клиентов в другую, с точки зрения маркетинга абсолютно бредовая», — горячится Егор Сурай. Однако Елизавета Кузнецова не видит в этом проблемы: «Мы будем работать с другими клиниками, хотя и не со всеми», — подчеркивает она.
Таким фирмам, как Pet-taxi, стремление ряда ветклиник оказывать услуги зоотакси самостоятельно вовсе не на руку. Ведь они во многом «кормятся» за счет сотрудничества с клиниками, которые рекомендуют их услуги своим клиентам по договоренности. За клиентские базы ветеринарных учреждений на рынке идет жесткая конкуренция. И не всегда «белая и пушистая». «Когда я развивал проект зоотакси в Финляндии, все было проще. Там конкуренция была более цивилизованной, люди выигрывали за счет низких цен. А в России на этом рынке существует целая цепочка «откатов», по-другому здесь нельзя», — с тоской в голосе признает Егор Сурай.
Впрочем, свои преимущества у рынка зоотакси тоже есть. Взять хотя бы то, что зообизнес в целом демонстрирует почти полную бесчувственность к щипкам кризиса! «Мой знакомый владеет сетью зоомагазинов, третьей по оборотам в Москве, — говорит Егор Сурай. — Он в кризис не только в ноль не вылетел, но и остался с тем же плюсом». Банальная психология: люди не склонны экономить на животных, как и на детях. Лучше себе в чем-нибудь откажут. «Зообизнес оказался почти не затронут кризисом», — подтверждает Татьяна Колчанова из Союза предприятий зообизнеса. Впрочем, не совсем понятно, насколько это справедливо для «экзотики» вроде зоотакси. Скорее, этот сегмент оживет только после того, как кризис объявят завершенным.
|
|
|||||||||||||
![]() |
![]() |
Контакты |
|