MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
MD-Бизнес план
MD-Бизнес план
>
Магазин готовых бизнес планов Примеры бизнес-планов О бизнес-планах и бизнес-планировании Как составить бизнес-план Услуги по разработке бизнес-планов О проекте Форум
 
Примеры бизнес-планов :: Прочее :: Бизнес план по перевозке мусора

Бизнес план по перевозке мусора


БИЗНЕС НА ПЕРЕВОЗКАХ И УТИЛИЗАЦИИ МУСОРА ЧАСТО НАЗЫВАЮТ «ЗОЛОТОЙ ЖИЛОЙ». СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ДЕНЬГИ В ЭТОЙ СФЕРЕ — ЛЕГКИЕ. ВОТ ТОЛЬКО В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ «ЖИЛА» ИЗРЯДНО ИСТОЩИЛАСЬ — ХОРОМ ТВЕРДЯТ МУСОРЩИКИ.


В своих размышлениях о мусоре люди не любят заходить слишком далеко. Максимум — до мусоропровода или контейнерной площадки. А дальше начинаются вещи, о которых и думать-то не хочется. Например, гигантские свалки, где покоятся бутылки, пакеты, ветошь и многое другое. Все то, что обязательно остается — после того как кончаются все пиры и опорожняются все амфоры. Для мусорщиков это означает поистине ненасытный спрос на их услуги. Пусть славы в этом деле не стяжаешь и состояния не сделаешь — зато и особых познаний от предпринимателей не требуется. Что их, собственно, в этот сегмент всегда и влекло.

Головокружительную простоту входа в бизнес на перевозках мусора демонстрирует случай, приключившийся с одним московским бизнесменом. «В конце 90-х он прочитал в журнале статью о том, что вывоз мусора — это настоящая золотая жила, — вспоминает Юрий Толстобров, гендиректор компании «Спецмеханизация». — Доехал до ближайшей свалки, поймал там мусоровоз и заплатил водителю 50 рублей за то, чтобы тот рассказал, как устроен этот бизнес. Потом купил себе пару машин и начал работать». Вот только спустя четыре года он, по словам Толстоброва, решил продать свою технику — и открыть «кабак» где-нибудь у метро. Разочаровался. Но покупателей так и не нашлось.

Толстобров и два его однокурсника по Институту природообустройства — Антон Евдокимов и Алексей Датов — еще в студенческие годы решили, что будут заниматься бизнесом. Выбор пал на перевозки мусора. 12 тысяч долларов на первый ЗИЛ-мусоровоз накопили, подрабатывая грузчиками на оптовых складах алкоголя. За это тогда платили неплохо — до 100 долларов в день. На первой машине перевозили крупногабаритный строительный мусор, а со временем купили технику, способную прессовать отходы, и занялись вывозом ТБО (твердых бытовых отходов). Сейчас у «Спецмеханизации» уже 35 единиц техники и штат в сотню человек. До кризиса обороты удавалось увеличивать на 30% в год. Впрочем, драйвером роста были не столько перевозки мусора, сколько дополнительные направления — в частности, продажи оборудования для сбора отходов, на которые приходилось до 70% дохода. «Мусорное» направление развивалось гораздо медленнее — скорее даже «пробуксовывало».

— Мусором заниматься уже не так интересно, как еще два-три года назад, этот бизнес стал скучным и тяжелым. Сейчас я бы в него не полез — но деваться некуда, не в учителя же идти, — печалится Алексей, владелец небольшой фирмочки с парой-тройкой мусоровозов, три года назад вполне удачно стартовавший на этом поле и отбивший свои вложения за пару лет.

Что же мешает «санитарам города» зарабатывать так, как они привыкли, — легко и непринужденно?

Придется повозиться

Москвичи показали рост отходов

Ежегодно в столице утилизируется около 5,45 млн тонн бытового мусора: 3,8 млн тонн — бытовой мусор, около 250 тыс. тонн — медицинские отходы и 1,4 млн тонн — крупногабаритный строительный мусор. Из Москвы вывозится ежедневно на областные свалки около 10 тысяч тонн городского мусора.

Норма накопления твердых бытовых отходов на одного москвича в 2008 году составляла 1,31 кубического метра, сейчас — 1,45 кубического метра, или 272 кг в год вместо прежних 270 кг в год на человека. Для сравнения: норма парижанина — 2 кубических метра. Больше всего мусора выбрасывают американцы — в среднем 520 килограммов в год.

По данным Eurostat, в ведущих странах ЕС в качестве вторичных материальных ресурсов используют 40–65% ТБО, сжигают с утилизацией энергии 25–35% ТБО, захоранивают менее 20% ТБО. Для сравнения: в России захоронению подвергают 97–98% образующихся ТБО (в Москве — 80–85%).

Перевозчиками мусора рынок буквально кишит. В этой сфере в Москве и области подвизается не менее 500 компаний. (Для сравнения: в крупных европейских городах с «санитарной очисткой» справляются пять-десять игроков.) Подавляющее большинство — мелкие фирмы, гоняющие по столице на двух-трех, а то и на одном грузовике. Стабильно работающих компаний среднего и крупного размера — не больше сотни.

Обилие перевозчиков легко объяснить не самыми высокими стартовыми вложениями. Купить мусоровоз (отечественного производства) можно за миллион рублей, подержанную машину — и за 500 тысяч. Правда, сам по себе мусоровоз денег приносить не будет — придется вкладываться в поиск клиентов. Кроме того, перевозки бытовых отходов — деятельность лицензированная. Официальные платежи при получении лицензии в Ростехнадзоре составят около 200 тысяч рублей, а вот неофициальные (без которых, как признают мусорщики, не обойтись) дотянут и до миллиона.

Самый обширный сегмент рынка транспортировки отходов — работы по вывозу мусора населения. Здесь доминируют крупные игроки. По данным Лазаря Шубова, председателя ассоциации «Мусорщики Москвы», централизованно жилой фонд обслуживает 80 компаний, из них 20–25% — с участием государства. В каждом округе в этой сфере действуют 5–8 игроков.

Если договор заключается с муниципальным заказчиком, компании-«мусоровозы» работают по установленным городом тарифам, если с ТСЖ или иными формами управляющих компаний, — условия договорные. Главный интерес при работе с мусором от жилого фонда — большие объемы, так как тариф будет по-любому ниже, чем в случае с «коммерческим» мусором. Но и это далеко не всегда обеспечивает безбедную жизнь. «Мы в «нулях» по вывозу мусора. Так — работаем, чтобы не потерять квалификацию. Это давно уже не бизнес», — категоричен Валерий Кручинин, гендиректор компании «Перспектива Тушино» (парк техники — 150 единиц, занимается дорожными и уборочными работами, вывозом мусора, озеленением).

Проблема — в низкой маржинальности таких перевозок в силу заниженных тарифов на вывоз мусора (для москвичей — не более 20 рублей), а индексация их, к тому же, не успевает за ростом цен на горючее и инфляцией. «Москвичи фантастически мало платят за освобождение их от мусора. Во Владивостоке и Хабаровске, например, тариф раза в три больше, — сетует Валерий Кручинин. — За антенну, которая стоит на крыше дома и не требует ни горючего, ни запчастей, мы платим чуть меньше, чем за вывоз отходов». При этом, скажем, для жителей Германии прямые расходы на эти цели составляют 60–80 евро в год.

По словам Лазаря Шубова, у мусорщиков, работающих с жилым фондом, в большинстве случаев нет возможности не только пополнять, но и обновлять автопарк из-за низкой прибыльности. Госкомпаниям в этом плане легче: город закупает и передает им часть техники. Частники же должны все приобретать сами. «Чтобы развиваться, а не просто влачить существование, рентабельность должна быть хотя бы 15%», — утверждает Шубов. А на деле — в лучшем случае 3–5%.

Между тем привлечь инвестиции (чтобы купить те же машины, контейнеры) в этой сфере проблематично. Дело в том, что контракты на вывоз ТБО с префектурами муниципальных округов и управляющими компаниями, согласно законодательству, заключаются максимум на 11 месяцев. Чиновники объясняют это необходимостью развивать конкурентную среду. «Доходит и до абсурда — выигрываем госконтракт и возим три месяца, а потом на наше место приходит другая компания. Просто чехарда какая-то», — недоумевает Юрий Толстобров. «Компания «Спецкоммунтехника», в которой я работал, из-за этого не могла привлечь инвестиции германских фирм, — вспоминает Лазарь Шубов. — Они не хотели вкладываться в наши проекты, зная, что через год мы можем остаться без работы».

Кроме того, получив заказ на вывоз бытовых отходов, нужно готовиться к «переработке» — возить, возможно, придется больше, чем предполагалось при заключении контракта. Перенакопление на мусорных площадках жилого фонда — обычное дело, в чем многие из нас каждый день убеждаются, проходя мимо контейнеров, увенчанных зловонными «шапками». Количество установленных контейнеров зависит от принятой нормы накопляемости мусора. «Сейчас в Москве она составляет 1,45 кубометра в год на человека, а нужно не менее двух «кубов», — утверждает Сергей Кручинин. К тому же пока в столице нет механизмов расчета реального количества мусора, производимого жителями, — ведь в квартирах проживает зачастую куда больше людей, чем прописано. Мусор на площадки жилого фонда бесконтрольно бросают также магазинчики и офисы, расположенные на первых этажах жилых домов. По идее, они обязаны разрабатывать и утверждать лимит на размещение расходов, стоимость которого может доходить до 50–60 тысяч рублей, но делают это далеко не все. В действительности часть фирм заключает фиктивные договора с компаниями, юридические адреса которых находятся в другом округе или даже городе. Законодательно необходимость соблюдать принцип территориальности при заключении контрактов на вывоз мусора не прописана.

— Мы обращались в Ростехнадзор с вопросом, как можно привлечь к ответственности людей и предприятия, которые сбрасывают мусор на контейнерных площадках и не платят за вывоз, — рассказывает Толстобров. — И нам ответили, что привлечь человека к административной ответственности можно только за сброс мусора вне оборудованных и специально отведенных для этой цели мест. А контейнерные площадки как раз такими местами и являются.

В итоге в одном из районов Московской области фактические объемы мусора, вывозимого «Спецмеханизацией», превышали указанные в договоре в два раза. «И никто нам не доплачивает за то, что мы перегружаем технику», — сетует Толстобров.

Но вся эта неприятная специфика не отбивает у игроков желания работать с жилыми фондами. «Конкуренция на этом рынке высокая, — признает Кручинин. — Снижение стартовой цены на тендерах доходит до 60—80%. Африканский вариант». Юрий Толстобров (чья компания участвует, по его словам, практически во всех тендерах и конкурсах) отмечает, что в этом году борьба за госзаказы стала особенно острой, так как бюджетные организации являются сейчас одними из немногих заказчиков, у которых «есть хоть какие-то деньги».

Существует и другая причина высокого интереса к ЖКХ со стороны бизнеса. Попадая в эту сферу, компании получают доступ к заказам не только на вывоз мусора, но и на другие виды работ — например, снегоочистительные и дорожные. «Эта деятельность оплачивается лучше, чем транспортировка мусора», — говорит Лазарь Шубов. Впрочем, в нынешнем году в условиях сокращения расходов города на ЖКХ тарифы на некоторые виды работ ДЕЗы заметно снизили. По словам Валерия Кручинина, тариф на уборку дорог сокращен на 30%, причем снижение происходит «постфактум» — по уже выигранным тендерам.

День рождения на свалке

Небольшие перевозчики, которые, как уверяют многие из них, «в сферу ЖКХ даже не лезут» (не только потому, что не хватает ресурсов, но и по твердой своей убежденности в том, что управляющие компании выбирают лишь «своих» мусорщиков), работают в основном на «коммерческом» рынке. Возят строительный мусор, промотходы, отходы из магазинов, офисов, частных квартир (при ремонте) и дач. Успешные компании могут похвалиться рентабельностью в 15–17%, по данным Юрия Толстоброва. В 90-е годы она доходила и до 50%, с блеском в глазах вспоминает бизнесмен. Тогда и пробок на дорогах было меньше, что позволяло быстрее добираться до свалок, и бензин дешевле, и мусорщиков — не такая орава, как сейчас.

ПРИВЛЕЧЬ ЧАСТНОЕ ЛИЦО ИЛИ ПРЕДПРИЯТИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕОПЛАЧЕННЫЙ СБРОС МУСОРА НА КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЛОЩАДКАХ НЕВОЗМОЖНО: ИМЕЮТ ПРАВО

Дела на рынке идут все хуже, хором твердят игроки. Проблемы начались еще до кризиса. В течение последних лет полигоны («профессиональные» свалки, где мусор закапывается в землю с применением изолирующих технологий) неуклонно повышали стоимость «талонов» (разрешений на прием мусора). «В 2005 году мы платили за то, чтобы вывалить десятитонный КамАЗ на полигоне в Химках 600 рублей. Сейчас талон на такой же объем стоит шесть тысяч», — рассказывают в одной из мелких компаний. В прошлом году цены выросли в 2–2,5 раза. Понятно, что, по сути, это бремя ложится не на перевозчиков, а на их клиентов — «авторов» отходов. Перевозящим компаниям достаточно поднимать цены на свои услуги вслед за повышением стоимости захоронения мусора. В какой-то степени так и происходит: по крайней мере, стоимость вывоза «пятикубовика» выросла с середины 2000-х годов минимум в два раза.

Однако в условиях высокой конкуренции и снижения числа заказов задирать цены так быстро, как это делают свалки, не просто. Спрос на услуги мусорщиков все же слегка упал — тех же строек стало меньше, люди реже делают ремонт, да и новые магазины и офисы уже не растут как грибы. В одной из фирм даже признали, что в ценах с началом кризиса пришлось «опуститься» на 10% — это лучше, чем сидеть вовсе без клиентов.

Цены на вывоз мусора зависят от местонахождения клиента и отталкиваются от 3 200 рублей за 8 кубометров мусора (стандартная емкость мусоровоза, 5 тонн). Однако легально работать за такие деньги невозможно. «Вывалить машинку стоит полторы тысячи, плюс нужно заплатить водителю, за бензин, налоги. Наши цены начинаются от четырех тысяч — чтобы нам оставалась хотя бы тысяча рублей», — поясняет предприниматель Владимир, совладелец небольшой мусорной компании.

«Полигоны — монополисты, делают, что хотят», — плюются мусорщики. Но в ФАС со своими проблемами почему-то не обращаются. Чтобы сэкономить, часть фирмочек, как выразился один из игроков, «выкручивается». Нетрудно догадаться, как именно они это делают, — достаточно заглянуть в подмосковный лес.

Подмосковные полигоны ничем не ограничены в своей ценовой политике хотя бы потому, что у них никогда не было и не будет недостатка в клиентах. Количество московского бытового мусора год от года растет, по сведениям Лазаря Шубова, на 3–4%. Мусоросжигательные заводы, которых в Москве четыре, могут сжигать в год не более 700 тысяч тонн, при том что всего столица порождает 5,5 млн тонн только бытовых отходов ежегодно. Переработка мусора с целью извлечения вторсырья пока недостаточно развита, так что почти 90% столичного мусора свозится на полигоны. Их в Подмосковье, по разным данным, от 50 до 80. При этом большая часть свалок работает не менее 20 лет, а около десяти из них близки к истечению срока своей эксплуатации.

Для мусорщиков заезд на иные полигоны — настоящее испытание. Трудно предугадать, сможет ли машина оттуда выехать, настолько плохие там дороги. «У нас мусоровозы несколько раз срывали на полигонах навесные агрегаты, а у конкурентов — и переворачивались, — рассказывает Юрий Толстобров. — А один наш водитель даже встретил 50-летие на свалке. Заехал туда вечером — застрял и не смог выбраться, пришлось заночевать в машине».

Не валить в одну кучу

Правительство Московской области признает, что навести порядок со свалками необходимо. По крайней мере, планы в этом отношении строятся. Так, по разработанной (но еще не принятой) программе «Утилизация и переработка твердых бытовых отходов на территории Московской области на период 2004–2010 годов» к 2011 году планируется закрыть все действующие полигоны на расстоянии до 120 км от Москвы. А в 150 км от столицы появятся новые, «благоустроенные» свалки — на площади в 200 гектаров.

Для небольших перевозчиков это не самое благоприятное развитие событий, ведь транспортное плечо ощутимо увеличится. Впрочем, в то, что все ныне действующие свалки и правда будут закрыты, верится с трудом. Слишком уж давно ведутся разговоры о том, что они вот-вот исчерпают свой ресурс. «Правительство Москвы еще в 1992 году в «Концепции откорректированной схемы санитарной очистки г. Москвы от твердых бытовых отходов до 2010 года» указывало, что через три-четыре года подмосковные полигоны полностью исчерпают остаточную емкость, — рассказывает Андрей Киселев, координатор «Токсической программы» Гринпис. — В частности, для полигонов Икша, Хметьево и Тимохово потенциальные возможности захоронения ТБО должны были быть исчерпаны в 1993, 1994 и 1996 годах». Тем не менее, сроки эксплуатации этих полигонов были продлены.

Кроме новых полигонов, программа правительства предполагает создание восьми комплексов по сортировке и компактированию ТБО в пределах 40 км от МКАД, рассчитанных на 4 млн тонн отходов в год. Если этот план осуществится, удастся значительно снизить объемы вывозимого на свалки мусора за счет выделения и переработки полезных фракций — стекла, картона, пластика, металла и др.

Несколько мусоросортировочных комплексов на подмосковных полигонах уже работает. Осуществляются такие проекты обычно с участием государства — ведь речь идет о необходимости инвестировать десятки миллионов рублей. Даже крупным компаниям такие вложения не всегда под силу. «А делать что-то на коленке, посадив несколько десятков таджиков, не хочется. Это будет настоящий свинорой», — говорит Валерий Кручинин («Перспектива Тушино»).

СРЕДИ ИГРОКОВ РЫНКА ВСТРЕЧАЮТСЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ, ГОТОВЫЕ СОРТИРОВАТЬ МУСОР СВОИМИ СИЛАМИ, «ОТКРЫВАЯ ЧТО-ТО НОВОЕ В СФЕРЕ ЖКХ». НО БОЛЬШИХ ДЕНЕГ ЭТО НЕ ПРИНОСИТ

И все же желающие не только работать по устоявшейся схеме «бачок — полигон», но и сделать хоть шаг к переработке отходов, среди мусорщиков есть.

Владимир Кузнецов, гендиректор компании «Центр экологических инициатив», еще 15 лет назад придумал собственный способ обращения с отходами. «Просто возить мусор нам не интересно, мы хотели открыть что-то новое в сфере ЖКХ», — признается он.

Частичная сортировка мусора по его системе производится уже на контейнерных площадках вручную. Сотрудник компании на месте извлекает из мусора полезные фракции — и прессует их на специальном оборудовании. Правда, пока такие «модные» контейнерные площадки можно найти только в Таганском районе — за его пределами «Центр экологических инициатив» не работает.

По словам Кузнецова, таким образом объемы мусора, вывозимого на полигон, удается снизить на 30%. Однако он убежден, что другие игроки его опытом не заинтересуются: «У нас нет конкурентов, потому что работать по нашей схеме в два раза менее выгодно, чем просто доставлять мусор до свалки». Ничего удивительного: вопервых, нужно платить сотруднику, который находится на контейнерной площадке с утра и до 10 вечера, а во-вторых, что самое важное, продажа полезных фракций больших доходов не приносит. Со сбытом проблем нет — но вот цена не радует. Спрессованный картон идет по 2 рубля за килограмм, пластиковая бутылка — 10 копеек штука, стеклянная — 20 копеек. «Вторсырье используется в производстве не самых дорогих вещей, — говорит Алексей Киселев (Гринпис), — отсюда и низкие цены. Средства, которые удается выручить от продажи вторсырья, могут в лучшем случае только покрыть затраты мусорщиков».

Более того: Владимир Кузнецов убежден, что многие мусорные компании его деятельность только раздражает. Зачем им примеры такого «пионерского поведения», если главное для них — чтобы количество «ходок» на полигон и загрузка мусоровозов не снижались? А именно это и произойдет, если — в перспективе — существующая система санитарной очистки Москвы будет полностью реформирована и введен, допустим, раздельный сбор мусора с отделением вторсырья. Правда, нервничать мусорщикам в ближайшее десятилетие вряд ли стоит. Предположить, что уже через пару лет на наших контейнерных площадках выстроится ряд разноцветных ящиков, и перерабатываться будет не 10, как сейчас, а 80–90% отходов (как в западных странах), — все равно что представить, как на месте закрытых игорных клубов открываются вдруг чистенькие воскресные школы с геранью на подоконниках.


Источник: Вера Колерова , опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №12 от 01 Декабря 2009 года.

Версия для печати
Вернуться к разделу "Бизнес-планы предприятия"
Обсудить статью на форуме (cообщений: 1)

  • Antonov
    Сейчас почитаем про мусор. Давно идея была :)

    Ответить в тему



  • Поиск


    Бизнес план горнолыжной горы.
    Катание на горных лыжах — настолько увлекательное занятие, что ради него многие люди готовы ехать куда угодно. А ведь этот вид развлечений можно организовать и в родном городе.
    подробнее..
    Продавец контактов
    Бизнесмен Андрей Озолинь придумал, как избавить компании от необходимости тратиться на рекламу. Он продает фирмам уже готовых клиентов. Насколько жизнеспособной окажется его идея? “Мир перевернулся”...
    подробнее..
    Бизнес-план проекта "Виртуальные дети"
    Виртуальные дети. Представлена концепция бизнеса, при которой потребители получают возможность иметь оправдания перед работодателем.
    подробнее..
    Животновозы
    ЗООРЫНОК ТАИТ В СЕБЕ МАССУ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. ВЕДЬ ЖИВОТНЫЕ ВСЕ ЕЩЕ БЕЗНАДЕЖНО ДАЛЕКИ ОТ ЛЮДЕЙ ПО УРОВНЮ ПОТРЕБЛЕНИЯ. НО ДОЛГО ТАК ПРОДОЛЖАТЬСЯ НЕ МОЖЕТ: ЛЮДИ ВСЕ АКТИВНЕЕ ПРОЕЦИРУЮТ НА СВОИХ ПИТОМЦЕВ...
    подробнее..
    Бизнес план по перевозке мусора
    БИЗНЕС НА ПЕРЕВОЗКАХ И УТИЛИЗАЦИИ МУСОРА ЧАСТО НАЗЫВАЮТ «ЗОЛОТОЙ ЖИЛОЙ». СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ДЕНЬГИ В ЭТОЙ СФЕРЕ — ЛЕГКИЕ. ВОТ ТОЛЬКО В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ «ЖИЛА» ИЗРЯДНО ИСТОЩИЛАСЬ — ХОРОМ ТВЕРДЯТ МУСОРЩИКИ.
    подробнее..
    Бизнес-план вендинга
    Сколько зарабатывает вендинг оператор
    подробнее..
     
    Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
    Реклама: